«Я в русалок верю»
Как в Любанском районе изгоняют из деревень все дурное с помощью обрядов

Дарья Клюйко / Фото: Дмитрий Брушко / Видео: Денис Зеленко и Александр Петов
Партнерский материал





Вместе с Samsung Galaxy S10+ продолжаем исследовать мистическую сторону нашей страны в проекте «Ад краю да краю», отправляясь в те уголки Беларуси, где до сих пор верят в потусторонние силы.
В прошлый раз мы наблюдали за «Вождением куста» в Чечерском районе. Сейчас дорога привела нас на Любанщину, что на юге Минской области. Каждый год, после Троицы, местные выходят на улицы разных деревень, чтобы прогнать с родных земель русалок. Именно в этом заключается основная суть древнего обряда Русалье, но обо всем подробнее.
Обряд Русалье в Любанском районе начали восстанавливать 15 лет назад по инициативе этнографа, популяризатора белорусской народной танцевальной культуры Сергея Выскварки. За эти годы Русалье превратилось в настоящий региональный праздник.
«Русалье» (русальная неделя) — народный праздник, обряд, который обычно отмечают после Троицы.
Согласно поверьям, после Троицы русалки выходят из воды и навещают села, где вредят крестьянам, урожаю и домашним животным. Считается, если их задобрить и выпроводить из деревни, в течение года водяницы не будут беспокоить.
Официальными столицами Русалья в этом году выбрали деревни Паличин и Сосны. В первом селе праздник начали отмечать более сотни лет назад. И это — неспроста, рассказывает директор Паличинского дома культуры Андрей Лаптик:

— Деревня стоит посреди болот, поэтому задабривать русалок для наших предков было жизненно необходимым. Представляете, только в 50-е годы прошлого века, когда начали осушать топи, в этих краях появилась хорошая дорога. Раньше же 35 километров до Любани могли преодолеть только те немногие, кто отлично ориентировался в здешней местности. Остальным приходилось откладывать путешествие до зимы, пока болото не замерзнет. Немцы в Великую Отечественную войну до Паличина так и не дошли.
В местном Доме культуры десятки юношей и девушек, женщин и мужчин запевают традиционную для этого дня «Яблоньку» и кружат хороводы вокруг своих русалок — пятерых девушек (по числу собравшихся здесь деревень: Малые Городятичи, Паличин, Загалье, Коммуна и Сосны).

«Ой, яблынька наша, Божа мілы! Дакуль ты стаяла?
Ой, дзевачка наша, Божа мілы! Дакуль ты гуляла?»
Участница обряда Тамара Барановская из деревни Коммуна приехала сюда со своим фольклорным независимым коллективом «Чуткі»:

— Зачем мне это все летом, когда работы «у вёсцы хапае»? По-другому я не могу, тянет к истокам, к творчеству! Надо идти «спяваць»! Нужно, чтобы не потерялась память и наша история.
Чтобы русалка стала добрее, подари ей фартук и заплети косы
После хороводов начинается самое интересное: конкурс на лучшую русалку. Девушки исполняют заготовленные песни, соревнуются в чтении стихов и смекалке.

— Наши предки проводили этот обряд с определенным замыслом: просили у сил природы добра для себя и окружающих. И знаете что? Многие до сих пор верят в то, что все это не просто так. Я, пожалуй, тоже попрошу у русалок здоровья себе и близким. Вместе с зеленью со своего наряда отправлю все болезни гореть в костер, — делится эмоциями ведущая обряда Татьяна Лерникова.

Молодые люди дарят девушкам-русалкам фартуки (как символ человеческой одежды) и заплетают им косы. По поверьям, такими поступками можно сделать это мифическое существо более добросердечным.
Далее каждая «русалка», произнося специальное заклинание, по очереди выливает воду из своего кувшинчика в большой сосуд ведущей, которая сегодня исполняет роль богини природы Майи. Чья вода окажется последней — и есть главная русалка. На этот раз ею стала юная жительница деревни Коммуна Елизавета Миранович:

— Поучаствовать в празднике мне предложила бабушка. Я немного сомневалась, но потом согласилась и не пожалела. Здесь весело. Да и очень интересно прикоснуться к обрядам наших предков, параллельно находя новых друзей из соседних сел.
Каждая деревня приходит со своей сковородой для яичницы
В конце парни в нарядах чертей выгоняют «русалок» из деревни.
Все участники обряда и наблюдатели собираются под большими дубами на поляне, разводят костер. Время жарить традиционную «яечню».
— Каждый приезжает сюда со своей сковородой и рецептом яичницы, — вводит в курс дела Андрей Лаптик. — И со своими постилками (скатертями. — Прим. TUT.BY). Некоторые из них были сотканы аж в позапрошлом столетии. Иногда по 300−400 человек здесь собирается. Мы отмечаем много народных праздников (и «Шчодрык», и Масленицу, и «Гуканне вясны»), но Русалье из них — самый любимый.
Самодельный хлеб из печи и фотосессия от мировой знаменитости
Русалье по своему сценарию проводят также в деревне Сосны. Так, начинается все с дегустации хлеба, испеченного местной жительницей Ириной Жудрик. В ее корзине — не менее пяти караваев, которые она испекла накануне.
— Это хлеб по рецепту моей мамы, которой уже 88 лет. Она до сих пор сама его делает: сегодня — на сковородках, а раньше — на листьях: кленовых, дубовых, капустных. Устилаешь ими лопату, чтобы хлеб хорошо съезжал в печку, подметаешь чистенько кирпичи от угольков и печешь. С душой, радостью и светлыми мыслями. Такой хлеб приносит счастье всем, кто его попробует. Я люблю все народные праздники. А в русалок вообще верю: чего только не бывает на свете.

Ради того, чтобы запечатлеть праздник в Соснах, сюда приехала фотограф с мировым именем — Клодин Дори. Много лет эта француженка снимает трансформации, происходящие в постсоветских странах. В этот раз она запланировала сделать фото для своего нового большого проекта о женственности и красоте белорусок.
Справа — Клодин Дори.
— То, что я сегодня вижу здесь — настоящая фантастика, будто совершенно другой мир. Во всей Европе подобные традиции давно уже умерли, а здесь они живы и процветают. Аутентичные наряды с вышивкой по старинным канонам, красивые венки, удивительные лица девушек и женщин — все это очень вдохновляет, — делится Клодин.

Участники праздника расходятся по главным деревенским улицам. Здесь, как и в Паличине, тоже запевают «Яблоньку». К процессии потихоньку присоединяются все местные жители, покидающие свои дворы.
— У нас в творческих коллективах заняты такие люди, которые способны и горы свернуть, и всю деревню расшевелить, — с гордостью говорит директор местного ДК Надежда Каткова. — Мы очень любим «Русальную нядзельку». Как все-таки хорошо, что этнограф Сергей Выскварка однажды восстановил этот обряд, подарил его людям. Возможно, мы не все делаем правильно, но очень стараемся.
Не забыть: разорвать венок
После все возвращаются на большую лесную поляну, главную площадку действия. И заводят хоровод вокруг больших костров. Три «русалки» танцуют вместе со всеми, но не по часовой стрелке, как обитатели мира живых, а против.
Когда пляски заканчиваются, собравшиеся жгут в костре свои венки и зеленые ветви деревьев: так люди символично освобождаются от всех бед и болезней.
Жительница Кузьмичей Анна Силивестрова принимает участие в обряде уже
14-й раз. Сегодня она снова в народном костюме:

— Подобные традиции в давние времена помогали человеку лучше понимать природную стихию. А сегодня, реконструируя события прошлых лет, мы не даем детям забыть о важной части белорусской истории.
Время выбора лучшей русалки и снова — переливание воды в кувшин с произнесением заклинаний на урожай, благополучие и даже верность.
В финале на главной русалке и ее подругах разрывают венки. Это очень важный момент. Предки считали: если обряд не завершить таким образом, на девушек, изображающих русалок, будут сыпаться беды и проклятья.
На поляне появляются уже знакомые постилки, уставленные всевозможной едой, разжигается еще один костер. Он уже полностью земной: для приготовления еды. Русалок выгнали — теперь за урожай и скотину, говорят местные, можно быть спокойнее.
Партнер материала:
ViberFacebookVKOdnoklassnikiWhatsAppTelegram