Молятся за урожай и продолжение рода
Понаблюдали за одним из древнейших обрядов Полесья

Юлия Грицкевич / Фото: Дмитрий Брушко / Видео: Денис Зеленко, Александр Петов
Партнерский материал





В Беларуси насчитывается более пяти деревней с названием Погост, но одна из них, что в Житковичском районе, пожалуй, самая известная (в 2010 году сюда даже рекомендовал наведаться CNN). Все это — благодаря количеству древних обрядов, которые здесь активно проводят. Понаблюдали за одним из них, под названием «Жаніцьба коміна».
Вместе с Samsung Galaxy S10+ мы продолжаем исследовать мистическую сторону нашей страны в проекте «Ад краю да краю», отправляясь в те уголки Беларуси, где до сих пор верят в потусторонние силы.
Обряд «Жаніцьба коміна» был распространен на территории Полесья и частично в центральной Беларуси. Раньше его проводили дважды в год: весной и осенью. Сейчас в народе чаще всего встречается сентябрьский вариант. Обряд символизирует начало нового года: урожай выкопан, лето закончилось, пришли холода.
«Жаніцьба коміна» традиционно проходит в выбранном жителями деревни доме. В центре хаты вешают трубу-дымоход с железной решеткой внизу. Вместе с гостями хозяева украшают «комін» цветами, ветвями кустов и деревьев, водят вокруг хороводы и поют песни. После традиционной части праздник продолжается, но уже как обычные посиделки.
Один из самых сакральных моментов обряда — поджигание лучины или свечи. Таким образом люди демонстрируют свое уважение стихии огня.
«Я і без сцэнарыя ўсё знаю»
Как нам рассказал директор филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций в Гомеле Петр Цалко, сегодня такой обряд сохранился в нескольких точках Беларуси: в Житковичском и Лельчицком районах и на Столинщине.

В зависимости от географии проведения сценарий праздника может немного видоизменяться.
Петр Цалко
— У Дзяржынску, напрыклад, абрад праводзіўся толькі ў хаце бортніка. Яшчэ мяняецца музычны рэпертуар, склад песень. Усё гэта ўнікальнае ў кожным раёне, — объясняет Петр.
Кстати, название обряда на территории Беларуси тоже разнится. Где-то он зовется «Багач», потому что сразу после сбора урожая все живут в достатке: время веселиться!
Чтобы увидеть все своими глазами, нужно отправиться в деревню Погост, что под Туровом. Почему именно туда? В Погосте живет Катерина Алексеевна Панченя — создательница фольклорно-этнографического ансамбля «Міжрэчча», который сохраняет традиции своей деревни: записывает песни и присказки, разучивает танцы и обряды. В большом списке собранного наследия есть и «Жаніцьба коміна». Катерине Алексеевне 78 лет, но день, когда впервые увидела, что такое «Жаніцьба», она детально помнит до сих пор.
Работу в клубе Катерина Алексеевна полюбила не сразу. По началу даже проклинала свои обязанности то технички, то худрука, то директора. Но со временем женщина решила: «Стаў на работу — доўжэн любіць яе». К слову, все андараки и другие детали костюмов для коллективов женщина шьет своими руками.
Ансамблю Панчени почти 40 лет, последние 10 из них Катерина Алексеевна пытается «отойти от дел». Но ее просто так не отпускают.

— Бо я ўжо без сцэнарыя ўсё знаю. Мне сцэнарый не нада, у галаве маёй той сценарый. Сколько я іх натасківаю, але ў іх не палучаецца, як у мяне. Таму што я бачыла гэта ўсё сама. У мяне не сцэнічнае, у мяне ўсё народнае, — говорит Катерина Алексеевна, которая при этом никаких университетов культуры не заканчивала.
Отдельные части местных обрядов «Міжрэччу» заказывают на фестивальных гастролях. Коллектив, например, не раз выступал за границей: в Берлине, Дрездене. Но это все для сцены. По-настоящему же аутентичные перформансы Катерина Алексеевна демонстрирует в родной деревне.
Правда, сейчас, отмечает собеседница, «не той век пайшоў». У людей есть парники, химикаты — молиться за урожай так же активно, как это делали предки, им не нужно. Да и молодежи другое интересно.

— Але ўсе старыя плачуць, як паказваем, — рассказывает собеседница. — У нас жа душа спявае, не галавой мы пяем! А я, як бачу, калі людзі прымаюць усё з душой (хто плача, хто як), то больш мне нічыво не нада. Ні грошай, ні славы.
«Гэта перайманне нават эмоцый паміж людзьмі»
Словно в противовес словам Катерины Алексеевны, на территории Гомельского дворцово-паркового ансамбля ежегодно собирается активная молодежь, чтобы провести вечеринку «Жаніцьба коміна». Организацией занимаются Петр Цалко и друзья филиала Ветковского музея в Гомеле.

— «Жаніцьба коміна» распачынае сезон вечарын у нашым музеі. Яны будуць ладзіцца штомесяц, ажно да вясны, — рассказывает Петр.
На такие вечеринки приходит разная публика. Это и студенты, и туристы, и местные жители. Анонсы мероприятий заранее публикуют в местных СМИ и соцсетях музея.
Все, что исследователям (в том числе краеведческому сообществу «Талака» и Студенческому этнографическому товариществу) удалось зафиксировать в белорусских деревнях, в музее разучивают и подают в приближенном к аутентичному варианту виде.

— Так, мы перанеслі гэта на іншую прастору, гарадскую. Аднак хочацца адчуваць сябе транслятарам і пераемнікам. І мы няпроста ж аўдыя паслухалі ці ў інтэрнэце абрад паглядзелі. Мы пераймаем нават эмоцыі паміж людзьмі, — поясняет Петр.
Обряд в музее делится на несколько блоков. Обязательно есть традиционная часть, где гостям показывают, как дымоход вносят в дом, украшают его и поджигают свечу. А потом все плавно перетекает в общее веселье. Гостей вовлекают в хороводы, учат танцевать белорусские народные танцы. К слову, именно за этим сюда многие и приходят.
Сейчас некоторые обряды Полесья имеют статус нематериального культурного наследия Беларуси, но в список ЮНЕСКО не занесены. Например, попадет ли туда знаменитый «Юровский хоровод», станет известно только в ноябре-декабре 2019 года, когда пройдет очередная сессия комитета. Петр Цалко считает, что занести в этот список надо все обряды, проходящие в Погосте в течение всего года.

— Калі каму цікава, паглядзіце фільм рэжысёра Ігара Бышнёва пра Кацярыну Аляксееўну «Дачка Прыпяці». Там якраз паказаны ўвесь каляндарны абрадавы год. Мне падаецца, у спіс нематэрыяльнай спадчыны трэба занесці не адзіны абрад з нашых мясцін, а ўвесь цыкл.
Вид на Сож в Гомеле
Что станет с обрядом?
Несмотря на все старания фольклористов, в своей первоначальной форме, считает Петр Цалко, обряд не сохранится. Раньше огонь считали священным, потому что он давался сложнее. Сейчас у людей есть электричество и поджигать свечу с верой, что от этого все вокруг улучшится, никто больше не будет. Обряд становится больше поводом для вечеринки или игрой с элементами театрализации, чем магическим действом.

— Сучасны чалавек больш прагматычны. Калісьці абрад «Жаніцьба коміна» быў важным для людзей падчас старту новага сезону жыцця. Сёння гэта ў той форме непатрэбна. Але ў сцэнічна-фальклорным варыянце яно ўсё ж захаваецца як візітоўка Беларусі і ў прыватнасці Палесся. Бо паляшук хоць і лічыць сябе беларусам, але ўнутры адчувае сваю непаўторнасць.
Партнер материала:
ViberFacebookVKOdnoklassnikiWhatsAppTelegram